«Развитие коммуникативных умений как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества младших подростков»( внеурочная деятельность) 5-7 классы Составитель: Власова Елена Владимировна, педагог-психолог
2018 – 2019 учебный год Планируемые результаты освоения программы: -развитие коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; -создание психологически защищённого пространства для применения обучающимися 7 – х классов новых навыков взаимодействия с партнёрами по общению; -повышение осведомлённости младшего подростка о стратегиях поведения в коллективе; -увеличение субъектной активности в рефлексии своих взаимоотношений со сверстниками; -формирование и накопление в условиях тренинга у обучающихся положительного опыта поведения в эмоционально-напряжённых ситуациях. Общим критерием продуктивности тренинга как средства формирования развития качеств подростка следует считать успешную реализацию освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Пояснительная записка В настоящее время возникла необходимость обратить внимание на межличностные отношения в группе сверстников. От их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его психо-эмоционального комфорта, и его успешность в учении. Наряду с этим, важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Важнейшим направлением работы педагога-психолога с младшими школьниками становится развитие дивергентного мышления, критичности ума, формирование лидерских навыков обучающихся, умений бесконфликтного общения - актуальных навыков успешного человека XXI века. В современных условиях приоритетным направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В контексте предлагаемой «Концепции развития универсальных учебных действий», разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. В связи с тем, что общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, такие трудности в общении как несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнёрами (сверстниками), неразвитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус, нарушения поведения (агрессивность, трудности произвольной регуляции поведения), трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, трудности эмоционального развития (неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в своих эмоциональных состояниях и чувствах другого человека) мешают полноценному развитию личности подростка. Актуальность программы состоит в том, что данный тренинг способствует созданию условий для развития коммуникативных умений младших подростков в контексте концепции развития универсальных учебных действий. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Методологической основой программы является: • личностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и другие); • диалогический подход (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и другие). • подход к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий (Ю.К. Бабанский, Д.В. Воровщиков, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарёв, А.А. Любинская, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). Концептуальной основой программы является идея о том, что коммуникативная компетентность является одним из важнейших условий формирования мышления и качеств личности в подростковом возрасте, поэтому цель программы - развитие коммуникативных умений как основы мышления, межличностного взаимодействия и сотрудничества младших подростков. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Рабочая программа «Развитие коммуникативных умений как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества младших подростков» сообразуется с образовательной программой работы МОУ гимназии №5, отвечает Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре образовательных программ среднего общего образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для психологического сопровождения и психо-эмоционального развития детей младшего и среднего подросткового возраста. Цели и задачи программы Исходя из вышесказанного, цель программы - создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение психоэмоционального комфорта ребенка, формирование регулятивных УУД. Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений может быть обеспечен при организации ролевого общения детей и осуществлении его поэтапного руководства психологом. 1. Раскрытие детьми значения коммуникативных умений в процессе организации ролевого общения. 2. Ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей. 3. Включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями. 4.Совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности. 5. Развитие познавательной сферы детей. Принципы построения коррекционно-развивающей программы «Развитие коммуникативных умений как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества младших подростков»:
Основные методы работы Основным методом и средством работы с детьми являются различные виды игр: имитационная, ролевая. В ходе решения поставленных задач также используются игры-этюды, психогимнастика, игры-ситуации, продуктивные виды деятельности (рисование, создание коллажей, мозаик, постеров и т.п.). Содержание упражнений и игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер. В них включены этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. Игры - ситуации проводятся адекватно той проблеме, которая возникает в группе сверстников, психогимнастика помогает снятию негативных эмоциональных состояний, повышенной возбудимости и агрессии, способствует двигательному раскрепощению и стимуляции воображения. Продолжительность программы –35 учебных часов. Аудитория Данная программа, её логика, упражнения и заданная глубина рефлексивного процесса предполагает в качестве её участников младших подростков (5-7 класс). Группа может состоять как из обучающихся одного класса, так и быть сформированной из подростков разных классов. Организация занятий Программа рассчитана на учебный год и включает в себя 35 часов занятий, которые проводятся один раз в неделю по 45 минут. Учитывая психологические возрастные особенности детей, каждое занятие составлено так, чтобы в нём происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, упражнение, аналитическая работа. При проведении занятий важно опираться на индивидуальные особенности учащихся и поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении игр, упражнений, прислушиваться к точке зрения каждого ребенка. Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии умственной одаренности и творчества (Д.Б. Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.Г. Маслоу, A.M. Матюшкин, Я.А.Пономарев, Б.М. Теплов, Э.П.Торренс, Е.Л.Яковлева); положения отечественной психологии о структуре и условиях развития способностей и творчества, специфике их развития в младшем школьном возрасте (Д.Б. Богоявленская, А.А. Александров, M. Руффлер, Я.А. Пономарев, БО.В. Холецкая, В.Д. Трошин, Е.Б. Касатикова, И.П. Брязгунов), о культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций, способностей и одаренности, единстве личности и деятельности, интегральном характере одаренности и таланта (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.А. Шмаков); положения системного подхода в исследовании личности и деятельности (А.А. Романов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Э.Г. Юдин, Н.Н. Михаленко).
Автор-составитель программы: Педагог-психолог МОУ гимназии №5, кандидат психологических наук, Власова Елена Владимировна.
Программа не претендует на полное разрешение трудностей в развитии детей, занятия имеют профилактическую направленность и носят общеразвивающий характер.
Продолжительность курса «Развитие коммуникативных умений как основы межличностного взаимодействия и сотрудничества младших подростков» – 35 часов.Содержание программы
Тема 1 Развитие познавательной сферы детей. (4ч) Процесс усвоения системы понятий. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т. д.) Развитие базовых способностей теоретического сознания и мышления – анализ, планирование, рефлексия. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Тема 2 Интенсивное интеллектуальное развитие. (4ч) Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие мышления, восприятия, памяти, внимания детей. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Тема 3 Развитие умения взаимодействовать и сотрудничать. (5ч) Научение детей контролю над своим поведением. Развитие умения определять и контролировать свои эмоциональные переживания. Развитие навыка работы по заданным правилам, воспитание доверительного отношения друг к другу. Формирование ответственности за свое поведение в совместной деятельности. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Тема 4 Развитие невербальных средств общения (проксемика, мимика, жесты, интонация, взгляд). (5ч) Определение и коррекция навязчивых движения, действий, слов-паразитов. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Тема 5 Развитие навыка активного слушания (3ч) Дети учатся определять и выражать эмоциональное состояние, свои чувства; общаться на вербальном и невербальном уровнях. Развитие слухового восприятия партнёра в диалоге. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Тема 6 Развитие навыков эмпатии, эмоционального отклика на состояние другого. (4ч) Развитие умения понимать друг друга на вербальном и невербальном уровнях - учить детей перерабатывать информацию, вникать в суть получаемой информации, развивать способность объяснять и аргументировано отстаивать свою точку зрения без агрессии. Тема 7 Развитие умения конструировать речь. (5ч) Обучение составлению «текста для другого» - развивать умение точно выражать свои мысли в беседе с другим человеком понятно и лаконично, давать доброжелательную обратную связь собеседнику. Развитие навыков самопрезентации. Развитие навыка уверенной устной речи.
Тема 8 Развитие творческого мышления. (4ч) Обучение умению работать в одиночку, в парах, группой. Повышение вариативности поведения детей за счет увеличения вариантов возможного поведения. Развитие умения бесконфликтного общения. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Завершающий и обобщающий этап. (1ч) Оценка эффективности проведенной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей. Обсуждение итогов проведенной работы с родителями и педагогами.
Учебно-тематический план
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий по психологии с обучающимися 5-7 классов необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, познакомить детей с научной психологией; с другой стороны, достичь наибольшего развивающего и, если есть необходимость, коррекционного эффекта. На уроках параллельно применяются общие и специфические методы:
Основные типы уроков:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 306 | | |
Всего комментариев: 0 | |