Тревога присутствует у всех людей, но какой из видов (личностная и ситуативная (реактивная)) будет преобладать, во многом решается в детстве. Важную роль здесь имеют особенности взаимодействия ребёнка со значимыми ему людьми. Тревожность как психическое свойство имеет возрастную специфику.
Часто тревожность развивается у ребёнка, находящегося в ситуации или состоянии конфликта, который вызван:
Существуют и специфические для каждого этапа дошкольного и школьного детства причины возникновения тревожности, так:
Аналогичные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность дифференцируется, локализируется в отдельных сферах общения с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т.д. Её появление и закрепление связано с развитием способности к осознанию существования противоречий между своими способностями и возможностями, неопределённостью жизненных целей и социального положения (рефлексии). Важно сказать о том, что мобилизующие свойства, т.е. побуждающие тревога приобретает только к подростковому возрасту, а вот в дошкольном и младшем школьном возрасте тревога является дезорганизатором деятельности. Боясь совершить ошибку, ребёнок постоянно контролирует себя («тревожная ответственность», гиперконтроль), что приводит к нарушению деятельности и ухудшению общего самочувствия.[1] Тревожность проявляется как у мальчиков, так и у девочек. Однако в дошкольном возрасте наиболее тревожны мальчики. К 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет отмечается резкое повышение тревожности у девочек. При этом, у девочек для развития тревожности более значимы взаимоотношения с другими людьми, а у мальчиков – насилие во всех его аспектах (физическое, моральное и т.п.). Для предотвращения сложностей, связанных с повышенной тревожностью, необходимо проводить диагностическую и профилактическую работу, которая может проходить как в групповой форме (класс, семья), так и в индивидуальной (что предпочтительнее для подросткового возраста). Если родители заметили у ребёнка признаки повышенной тревоги (нарушение сна, аппетита, энурез, энкопрез, эмоциональные сложности, трудности концентрации внимания и др.) - необходимо обратиться к детскому психологу. Специалист проведёт психологическую диагностику, определит индивидуальные причины возникновения и развития тревоги, даст рекомендации родителям и составит программу коррекционных занятий с ребёнком. Проблемы старших подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией об эмоциональном состоянии старших подростков. Нами проводится мониторинговые исследования уровня тревожности и эмоциональной напряженности учащихся старших классов гимназии. Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые мешают идти к поставленной цели. Только 74% опрошенных нами старшеклассников уверены в своих учебных способностях. Повышенная тревожность и эмоциональный дискомфорт, вызванные учебным процессом, отражаются на эмоциональном здоровье школьников. Как показывает анкетирование, с тревогой у большинства числа старшеклассников обнаруживают связь такие переживания, как возможность потерпеть неудачу -76%, чувство собственной неполноценности – 23%, незащищенности и вины –24%. Исследование показало, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов гимназии в соответствии с мотивацией дальнейшего обучения в вузе создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье старшеклассников. Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются преимущественно страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемами выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной и внеучебной деятельностью. От самооценки подростка, от социального положения в классе зависит его эмоциональное настроение и результативность учебной деятельности.[2] © Власова Елена Владимировна 2018 год. | |
Просмотров: 274 | | |
Всего комментариев: 0 | |