10:00
Программа тренинговых занятий для младших подростков

МАОУ Гимназия №16 «Интерес»

Люберецкого муниципального района

Московской области

Рабочая программа

педагога-психолога

по развитию социально-когнитивной

сферы подростков 11-14 лет

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Педагог-психолог, к.пс.н. Е.В. Брылова

Люберцы       2014

 

Пояснительная записка

В настоящее время возникла необходимость обратить внимание на межличностные отношения в группе сверстников. От их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его психо-эмоционального комфорта, и его успешность в учении. Наряду с этим, важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Рабочая программа «Занимательная психология» сообразуется с образовательной программой работы МАОУ гимназии №16 «Интерес», отвечает Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре образовательных программ среднего общего образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена  для психологического сопровождения, развития детей 6-9 лет.

Основу рабочей программы «Занимательная психология» и деятельности педагога-психолога МАОУ гимназии №16 «Интерес» составили программы: «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» автор Истратова О.Н.; «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей» автор Капская А.Ю., Мирончик Т.Л., «Ресурсы стрессоустойчивости» Монина Г.Б., «Тренинги развития с подростками» А. Грецов, «Групповая сплоченность» и «Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе» К. Фопель, «Преодоление страхов у детей» Н. Галкина, Т. Арефьева.

Цели и задачи программы

         Исходя из вышесказанного, цель программы - создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение психо-эмоционального комфорта ребенка, формирование регулятивных УУД.

         Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД. К ним относятся:

  1. Целеполагание
  2. Планирование
  3. Прогнозирование
  4. Контроль в форме сличения с заданным эталоном
  5. Коррекция
  6. Оценка
  7. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию

Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.

Структура регулятивных УУД схожа со структурой тайм-менеджмента.

         Тайм-менеджмент – управление временем – технология организации времени и повышение эффективности его использования. Включает в себя инструменты и методики планирования времени. Общими в стратегиях тайм-менеджмента и регулятивных УУД являются список задач (“to-do list”), постановка приоритетов и целей.

         На практических занятиях с педагогом-психологом данная задача начинается с  мотивации. Учащимся важно почувствовать, какую пользу им принесет занятие, какие возможности перед ними откроются.

Это серии практических психологических занятий, на которых подростки в безопасной среде (нет оценок, штрафных санкций) могут вначале узнать, а потом и потренироваться находить,видеть, решать свои жизненные задачи. Участники будут строить модели своих будущих жизней. 

Построение адекватной модели жизненного пути— ключевой фактор успеха процесса в целом. И в то же время построение модели — одна из самых сложных задач. Потому что строить модель предстоит самому подростку, а он находится внутри ситуации, у него гиперзаинтересованноть, эмоции, «лишние» детали.

Психолог-тренер нужен для того, чтобы обойти подводные камни. Мне, как тренеру, нужна модель, и в процессе построения данной модели я должна учесть все детали жизненных планов каждого подростка. Как это возможно?

Подсказку нам дает царь Соломон, легендарный правитель Израильского царства: "Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас". 

     Нужно только внимательно посмотреть вокруг. И окажется, что наша ситуация не такая уж уникальная и что-то похожее когда-то где-то было.

Ниже приведены примеры упражнений для формирования регулятивных УУД.

Планировщик.

         Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную задачу из списка вычеркивают или отмечают специальным значком. Это даёт ощущение удовлетворенности, прибавит уверенности в своих силах, энтузиазма и энергии. Вечером - подведение итогов и составление завтрашнего плана.

Календарь.

         Важно, чтобы у ребенка был свой собственный красочный перекидной календарь на год. Ярким кругом обводится день, когда запланированы важные дела: день рождения друга, посещение театра с классом, соревнование и т.д. Это эмоционально настраивает ребенка на предстоящие события и вместе с тем учит ориентироваться во временах года, названиях месяцев.

         Обозначить цели, выбрать способы и пути их достижения помогают практические психологические игры и упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать уже готовые планы, составлять алгоритмы, искать ошибку в алгоритмах, решать задачи на планирование, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

         Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

- «Необитаемый остров»

         Для достижения целей программы определены следующие задачи:

побуждать детей эмоционально реагировать на окружающий мир, свободно входить в контакт со сверстниками;

■ развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе;

■ учить школьников установлению контакта с помощью вербальных и невербальных средств,  способствовать развитию умения открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные;

■ воспитывать этически ценностные способы общения;

■ побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

■ развивать способность делиться своими переживаниями;

■ воспитывать желание и умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

■ развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Принципы построения коррекционно-развивающей программы «Занимательная психология»:

  1. Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  4. Принцип единства диагностики и коррекции.
  5. Принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих проблемы в развитии или поведении ребенка.
  6. Деятельностный принцип.
  7. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
  8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе.

Коммуникативные умения по структуре являются сложными психологическими образованиями личности, куда входят элементы как высокого уровня, так и простейшие (элементарные) умения.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших подростков. Это обусловлено тем, что:

- сюжетно-ролевая игра позволяет детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся;

- общение детей в сюжетно-ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения.        Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности.

 1. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников   проявления   способностей   и   использование   ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни.

 2. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.

В основу ролевой игры положен процесс ролевого общения детей в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющий игровой материал.         Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений может быть обеспечен при организации ролевого общения детей и осуществлении его поэтапного руководства психологом.

1. Раскрытие детьми значения коммуникативных умений в процессе организации ролевого общения.

2. Ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей.

3. Включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями.

4.Совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности.

5. Развитие познавательной сферы детей.

 

Основные методы работы

Основным методом и средством работы с детьми являются различные виды игр: имитационная, ролевая. В ходе решения поставленных задач также использовались игры-этюды, психогимнастика, игры-ситуации,      продуктивные виды деятельности (рисование, создание коллажей, мозаик, постеров и т.п.).

Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер. В них включены этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. Игры - ситуации проводятся адекватно той проблеме, которая возникает в группе сверстников, психогимнастика помогает снятию негативных эмоциональных состояний, повышенной возбудимости и агрессии, способствует двигательному раскрепощению и стимуляции воображения.

 

Организация занятий

Программа рассчитана на учебный год и включает в себя 32 занятия, которые проводятся один раз в неделю по 45 минут. Учитывая психологические возрастные особенности детей, каждое занятие составлено так, чтобы в нём происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, упражнение, аналитическая работа. При проведении занятий важно опираться на индивидуальные особенности учащихся и поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении игр, упражнений, прислушиваться к точке зрения каждого ребенка.

Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии умственной одаренности и творчества (Д.Б. Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.Г. Маслоу, A.M. Матюшкин, Я.А.Пономарев, Б.М. Теплов, Э.П.Торренс, Е.Л.Яковлева); положения отечественной психологии о структуре и условиях развития способностей и творчества, специфике их развития в подростковом возрасте (Д.Б. Богоявленская, А.А. Александров, M. Руффлер, Я.А. Пономарев, БО.В. Холецкая, В.Д. Трошин, Е.Б. Касатикова, И.П. Брязгунов), о культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций, способностей и одаренности, единстве личности и деятельности, интегральном характере одаренности и таланта (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.А. Шмаков); положения системного подхода в исследовании личности и деятельности (А.А. Романов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Э.Г. Юдин, Н.Н. Михаленко).

 

Автор-составитель программы:

Доцент кафедры педагогики и психологии Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета, кандидат психологических наук, педагог-психолог МАОУ Гимназии №16 «Интерес» Е.В. Брылова

 

Программа   предназначена   для групповой работы с детьми 11-14 лет.

 

Программа не претендует на полное разрешение трудностей в развитии детей, занятия имеют профилактическую направленность и носят общеразвивающий характер.

Ожидаемые результаты:

 

  • Формирование наряду с игровыми отношениями реальных отношений, то есть, равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между подростком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
  • Формирование способности подростка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение детей во время игры.
  • Изменение позиции подростка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
  • Интериоризация и усвоение адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях через организацию поэтапной отработки этих новых форм поведения в игре.
  • Преодоление барьеров в общении подростка, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения и личностного развития подростка.
  • Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности становится способность:
  • выбирать средства для организации своего поведения;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • тормозить ненужные реакции.

 

Список литературы.

  1.  Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности / Г.Ю. Айзенк. СПб, 1996.
  2.  Аксенова, Э.А. Как учить творчеству / Э.А. Аксенова, М.Н. Скаткин // Педагогика. 2004. -N 8.
  3.  Алярковский, Б.С. О таланте и способностях / Б.С. Алярковский. М., "Знание".-2011.
  4.  Альтшуллер, Г. С. О психологии изобретательского творчества / Г. С.Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопр. психологии. — 2013. — № 6. 
  5.  Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. / Ш.А. Амона-швили. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012
  6.  Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев // Избр. Психол. Труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 2010
  7.  Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази; под ред. К.М.Гуревича, В. И. Лубовского. М., 2012. 
  8.  Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М.: Смысл. - 2007. 
  9.  Ю.Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании / В.Г. Афанасьев // Вопросы философии. 2013. - № 6. 
  10.  Басин Е. Двуликий Янус. О природе творческой личности / Е. Басин. -М.: Магистр, 2012.
  11. Белова, Д.Б. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Д.Б. Белова. М.: Флинта. - 2014.
  12. Библер, B.C. Мышление как творчество. B.C. Библер. М.: 2012
  13. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М., 2010.
  14. Блейхер, В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлячук.М: 2013
  15.  Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. М., 2012.
  16.  Венгер, JI.A., Психология / JI.A. Венгер, B.C. Мухина М.: Просвещение, 2014
  17. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер М.: Прогресс, 2012.
  18.  Вундт В. Фантазия как основа искусства / В. Вундт. Спб., М., 2014.
  19.  Выготский, JI.C. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский ; под ред. А.М.Матюшкина. -М.: педагогика, 2010.
  20.  Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. -М.: Прогресс, Гликман, И.З.
  21. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И.З. Гликман. //
  22.  Школьные технологии. 2006. - № 3.Голубева, Э.А.
  23. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. -М., 2013.
  24. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. -М.: ПУРСЭ; СПб.: ИМАТОН., 2001 
  25. Игры. Обучение. Тренинг / под ред. В.В. Петрусинского.- М.: Новая школа
  26.  Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб.: Питер, 2012.
Категория: Важная информация | Просмотров: 1494 | Добавил: Elena | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]