10:00 Программа тренинговых занятий для младших подростков | |
МАОУ Гимназия №16 «Интерес» Люберецкого муниципального района Московской области Рабочая программа педагога-психолога по развитию социально-когнитивной сферы подростков 11-14 лет ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Педагог-психолог, к.пс.н. Е.В. Брылова Люберцы 2014
Пояснительная записка В настоящее время возникла необходимость обратить внимание на межличностные отношения в группе сверстников. От их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его психо-эмоционального комфорта, и его успешность в учении. Наряду с этим, важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Рабочая программа «Занимательная психология» сообразуется с образовательной программой работы МАОУ гимназии №16 «Интерес», отвечает Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре образовательных программ среднего общего образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для психологического сопровождения, развития детей 6-9 лет. Основу рабочей программы «Занимательная психология» и деятельности педагога-психолога МАОУ гимназии №16 «Интерес» составили программы: «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» автор Истратова О.Н.; «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей» автор Капская А.Ю., Мирончик Т.Л., «Ресурсы стрессоустойчивости» Монина Г.Б., «Тренинги развития с подростками» А. Грецов, «Групповая сплоченность» и «Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе» К. Фопель, «Преодоление страхов у детей» Н. Галкина, Т. Арефьева. Цели и задачи программы Исходя из вышесказанного, цель программы - создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение психо-эмоционального комфорта ребенка, формирование регулятивных УУД. Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД. К ним относятся:
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности. Структура регулятивных УУД схожа со структурой тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент – управление временем – технология организации времени и повышение эффективности его использования. Включает в себя инструменты и методики планирования времени. Общими в стратегиях тайм-менеджмента и регулятивных УУД являются список задач (“to-do list”), постановка приоритетов и целей. На практических занятиях с педагогом-психологом данная задача начинается с мотивации. Учащимся важно почувствовать, какую пользу им принесет занятие, какие возможности перед ними откроются. Это серии практических психологических занятий, на которых подростки в безопасной среде (нет оценок, штрафных санкций) могут вначале узнать, а потом и потренироваться находить,видеть, решать свои жизненные задачи. Участники будут строить модели своих будущих жизней. Построение адекватной модели жизненного пути— ключевой фактор успеха процесса в целом. И в то же время построение модели — одна из самых сложных задач. Потому что строить модель предстоит самому подростку, а он находится внутри ситуации, у него гиперзаинтересованноть, эмоции, «лишние» детали. Психолог-тренер нужен для того, чтобы обойти подводные камни. Мне, как тренеру, нужна модель, и в процессе построения данной модели я должна учесть все детали жизненных планов каждого подростка. Как это возможно? Подсказку нам дает царь Соломон, легендарный правитель Израильского царства: "Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас". Нужно только внимательно посмотреть вокруг. И окажется, что наша ситуация не такая уж уникальная и что-то похожее когда-то где-то было. Ниже приведены примеры упражнений для формирования регулятивных УУД. Планировщик. Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную задачу из списка вычеркивают или отмечают специальным значком. Это даёт ощущение удовлетворенности, прибавит уверенности в своих силах, энтузиазма и энергии. Вечером - подведение итогов и составление завтрашнего плана. Календарь. Важно, чтобы у ребенка был свой собственный красочный перекидной календарь на год. Ярким кругом обводится день, когда запланированы важные дела: день рождения друга, посещение театра с классом, соревнование и т.д. Это эмоционально настраивает ребенка на предстоящие события и вместе с тем учит ориентироваться во временах года, названиях месяцев. Обозначить цели, выбрать способы и пути их достижения помогают практические психологические игры и упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать уже готовые планы, составлять алгоритмы, искать ошибку в алгоритмах, решать задачи на планирование, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: - «преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - «ищу ошибки» - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) - «Необитаемый остров» Для достижения целей программы определены следующие задачи: ■ побуждать детей эмоционально реагировать на окружающий мир, свободно входить в контакт со сверстниками; ■ развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе; ■ учить школьников установлению контакта с помощью вербальных и невербальных средств, способствовать развитию умения открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные; ■ воспитывать этически ценностные способы общения; ■ побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого. ■ развивать способность делиться своими переживаниями; ■ воспитывать желание и умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях; ■ развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим. Принципы построения коррекционно-развивающей программы «Занимательная психология»:
Коммуникативные умения по структуре являются сложными психологическими образованиями личности, куда входят элементы как высокого уровня, так и простейшие (элементарные) умения. Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших подростков. Это обусловлено тем, что: - сюжетно-ролевая игра позволяет детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся; - общение детей в сюжетно-ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности. 1. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления способностей и использование ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни. 2. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности. В основу ролевой игры положен процесс ролевого общения детей в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющий игровой материал. Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений может быть обеспечен при организации ролевого общения детей и осуществлении его поэтапного руководства психологом. 1. Раскрытие детьми значения коммуникативных умений в процессе организации ролевого общения. 2. Ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей. 3. Включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями. 4.Совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их творческой деятельности. 5. Развитие познавательной сферы детей.
Основные методы работы Основным методом и средством работы с детьми являются различные виды игр: имитационная, ролевая. В ходе решения поставленных задач также использовались игры-этюды, психогимнастика, игры-ситуации, продуктивные виды деятельности (рисование, создание коллажей, мозаик, постеров и т.п.). Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер. В них включены этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. Игры - ситуации проводятся адекватно той проблеме, которая возникает в группе сверстников, психогимнастика помогает снятию негативных эмоциональных состояний, повышенной возбудимости и агрессии, способствует двигательному раскрепощению и стимуляции воображения.
Организация занятий Программа рассчитана на учебный год и включает в себя 32 занятия, которые проводятся один раз в неделю по 45 минут. Учитывая психологические возрастные особенности детей, каждое занятие составлено так, чтобы в нём происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, упражнение, аналитическая работа. При проведении занятий важно опираться на индивидуальные особенности учащихся и поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении игр, упражнений, прислушиваться к точке зрения каждого ребенка. Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии умственной одаренности и творчества (Д.Б. Богоявленская, Дж.Гилфорд, А.Г. Маслоу, A.M. Матюшкин, Я.А.Пономарев, Б.М. Теплов, Э.П.Торренс, Е.Л.Яковлева); положения отечественной психологии о структуре и условиях развития способностей и творчества, специфике их развития в подростковом возрасте (Д.Б. Богоявленская, А.А. Александров, M. Руффлер, Я.А. Пономарев, БО.В. Холецкая, В.Д. Трошин, Е.Б. Касатикова, И.П. Брязгунов), о культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций, способностей и одаренности, единстве личности и деятельности, интегральном характере одаренности и таланта (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.А. Шмаков); положения системного подхода в исследовании личности и деятельности (А.А. Романов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Э.Г. Юдин, Н.Н. Михаленко).
Автор-составитель программы: Доцент кафедры педагогики и психологии Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета, кандидат психологических наук, педагог-психолог МАОУ Гимназии №16 «Интерес» Е.В. Брылова
Программа предназначена для групповой работы с детьми 11-14 лет.
Программа не претендует на полное разрешение трудностей в развитии детей, занятия имеют профилактическую направленность и носят общеразвивающий характер. Ожидаемые результаты:
Список литературы.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |