19:29 Профессиональное выгорание педагогов: факторы, содействующие и препятствующие выгоранию, рекомендации по профилактике | ||||||||||||||||||||||||
Актуальность темы профилактики профессионального выгорания педагогов продиктована реалиями современности в сфере основного общего образования в Российской Федерации. Недавнее падение авторитетов работников образования, стагнация и разрушение социальных институтов, снижение уровня материального дохода привели к тому, что профессиональные педагоги вынуждены были перестраивать свою деятельность и самоотношение в короткие сроки и в крайне неблагоприятных условиях. Сформированное восприятие образования населением как услуги привело к обесцениванию процесса общего образования и негативно отразилось на содержании деятельности практически каждого педагога школ Люберецкого района Московской области. Миграционные процессы, происходящие в России, в Люберецком районе заметны очень остро: по данным статистики, за последние 10 лет сюда переселились и жители города Москвы, отдаленных краев и областей России, и мигранты из стран СНГ. В процентном соотношении доля мигрантов из различных регионов в Люберецком районе составляет 35%. Больше половины мигрантов – многодетные семьи с разновозрастными детьми. В каждой семье существуют свои традиции и приоритеты. Данные процессы привели к формированию разнородной среды населения со своими культурными, социальными, традиционными, национальными особенностями, где наблюдается максимальный разброс целей и задач воспитания и обучения детей. Руководство и педагогические коллективы школ вынуждены изменять методы и структуру работы с учащимися и их родителями, постоянно изыскивая новые продуктивные способы взаимодействия, лавируя между разными мнениями и отношениями к самому процессу получения образования. И зачастую педагоги втягиваются в процесс профессионального выгорания, о котором не знают практически ничего, тем более, не знают, как определить у себя это состояние и как из него выйти. Что крайне негативно сказывается и на работе, и на психологическом состоянии коллективов образовательных организаций. В представленном методическом пособии подробно рассматриваются и причины, приводящие к профессиональному выгоранию, и методы коррекции и самопомощи педагогам, которые определяют у себя симптомы выгорания. Полезна данная разработка будет и руководящему звену сферы образования, чтобы продуктивно проанализировать существующую ситуацию в каждом отдельно взятом коллективе и скорректировать действия для минимизации причин профессионального выгорания педагогов. I Причины, способствующие профессиональному выгоранию педагогических работников общего образования. Профессиональное выгорание определяется современной психологией как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, физических и личностных ресурсов трудящегося человека. Профессиональное выгорание возникает постепенно, в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и «освобождения» от них. Причины профессионального выгорания предлагается рассматривать в следующей классификации: базовые и ситуативные. Ситуативные, в свою очередь, подразделяются на внешние и внутренние. Базовые причины выгорания представлены следующим образом:
Ситуативные причины выгорания
Таким образом, каждый человек может проанализировать факторы, действующие на его психоэмоциональное состояние в процессе профессиональной деятельности и вовремя принять меры для их коррекции с тем, чтобы избежать развития выгорания либо остановить этот разрушительный процесс. II Симптомы профессионального выгорания Следует понимать, что симптомы выгорания личность ощущает и на физическом, и на психологическом уровнях. Физические симптомы выгорания:
Психологические симптомы выгорания:
III Коррекция неэффективного состояния и устранение последствий: из минуса в норму. Прежде чем приступать к коррекции состояния профессионального выгорания, необходимо определить его степень. Сама возможность развития профессионального выгорания обусловлена физиологическими причинами: таким свойством головного мозга человека как нейропластичность. Новейшие исследования нейрофизиологов и психологов показывают, что при проживании любого опыта в головном мозге формируются определенные межнейронные связи, «дорожки». Которые, при условии повторения этого опыта, становятся устойчивыми, а, со временем, и статичными. Многократное повторение негативного опыта, переживаний, нахождение в негативных психоэмоциональных состояниях формирует устойчивые негативные межнейронные связи, на основе которых и развивается профессиональное выгорание личности. То есть, человек может «заболеть» профессиональным выгоранием благодаря нейропластичности и «излечиться» также благодаря ей. Процесс «излечения» происходит по той же логике, но от обратного: проживание положительного опыта активизирует новые межнейронные связи, прокладывает новые «дорожки», благодаря чему психика становится более устойчивой и процесс выгорания замедляется, затем останавливается, а при регулярных тренировках и вовсе прекращается. IV Профилактика выгорания и поддержание профессиональной формы: стабилизация нормы. Поскольку профессиональное выгорание – это процесс, при котором формируются негативные межнейронные связи, для продуктивной коррекции состояния личности важно ввести следующие термины:
Эти термины существенно влияют на скорость перемен и стабилизации состояния личности, а также на выбор методов и приемов коррекции и «излечения» профессионального выгорания. Они будут различными в каждом случае. Стандартные выходы из состояния выгорания и сроки стабилизации психоэмоционального состояния разнятся. Можно представить механизм изменений следующим образом. «Дом еще не сгорел» При классическом подходе работа специалистов, как правило, классических психологов, сводится к проведению психотерапевтической работы с человеком. Это серия встреч, консультаций, где подробно анализируются причины выгорания, состояние человека, производится поиск возможных методов самомотивации, самоорганизации и самокоррекции. Но все это делается на теоретическом уровне, на уровне бесед и обсуждений. Такой подход приносит положительные перемены в состоянии человека не ранее, чем через 2-3 месяца, а может растянуться и до года. Современные исследования показывают, что использование нейропластичности дает более быстрый и устойчивый результат в процессе коррекции профессионального выгорания. Новые действия, которые раньше принесли человеку негативные переживания, перепроживаются в других обстоятельствах и дают совершенно другой, положительный, результат. Это тренинги, коучинг (персональный и групповой), словом, это новые поступки и действия, цель которых – создать новые, положительные межнейронные связи и стабилизировать психоэмоциональное состояние личности. Такой подход дает результат в сроки от одного дня до нескольких недель. И, что важно, скорость перемен зависит от действий самого человека: чем настойчивее и чаще он будет повторять свой новый положительный опыт, тем быстрее перемены произойдут. «Дом уже сгорел» Классический психоаналитический подход в работе с выгоранием в данной ситуации дает результат далеко не всегда. Процесс «излечения» может занимать время от полугода-года психотерапии до бесконечности. Беседы и анализ прошлого опыта очень медленно и ненадежно меняют направления межнейронных «дорожек» с негативного на позитивное. При современном подходе с использованием нейропластичности мозга перепроживание опыта на новом уровне и с положительным результатом дает эффект в срок от 1-2 недель до 1-2 месяцев. В этом случае рекомендуются упражнения из йоги, медитация, кунг-фу и подобных телесно ориентированных практик также помогают в сложных ситуациях стабилизировать психику человека и начать продуктивные изменения. Таким образом, спасти себя от выгорания = перепростроить нейронные связи со «сценария жертвы» на «сценарий победителя». В ходе такой работы над собой (подчеркиваем: практических действий под руководством квалифицированного коуча!) меняются поведение, ценности, убеждения, эмоциональный фон личности с негативного на позитивный. V Повышение эффективности работы, коучинг: от нормы к новому качеству Стандартные способы «выхода» из состояния профессионального выгорания с использованием нейропластичности мозга
Рекомендуемая литература
| ||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |