19:29
Профессиональное выгорание педагогов: факторы, содействующие и препятствующие выгоранию, рекомендации по профилактике

Актуальность темы профилактики профессионального выгорания педагогов продиктована реалиями современности в сфере основного общего образования в Российской Федерации. Недавнее падение авторитетов работников образования, стагнация и разрушение социальных институтов, снижение уровня материального дохода привели к тому, что профессиональные педагоги вынуждены были перестраивать свою деятельность и самоотношение в короткие сроки и в крайне неблагоприятных условиях. 

Сформированное восприятие образования населением как услуги привело к обесцениванию процесса общего образования и негативно отразилось на содержании деятельности практически каждого педагога школ Люберецкого района Московской области. Миграционные процессы, происходящие в России, в Люберецком районе заметны очень остро: по данным статистики, за последние 10 лет сюда переселились и жители города Москвы, отдаленных краев и областей России, и мигранты из стран СНГ. В процентном соотношении доля мигрантов из различных регионов в Люберецком районе составляет 35%. Больше половины мигрантов – многодетные семьи с разновозрастными детьми. В каждой семье существуют свои традиции и приоритеты.

Данные процессы привели к формированию разнородной среды населения со своими культурными, социальными, традиционными, национальными особенностями, где наблюдается максимальный разброс целей и задач воспитания и обучения детей.

Руководство и педагогические коллективы школ вынуждены изменять методы и структуру работы с учащимися и их родителями, постоянно изыскивая новые продуктивные способы взаимодействия, лавируя между разными мнениями и отношениями к самому процессу получения образования. И зачастую педагоги втягиваются в процесс профессионального выгорания, о котором не знают практически ничего, тем более, не знают, как определить у себя это состояние и как из него выйти. Что крайне негативно сказывается и на работе, и на психологическом состоянии коллективов образовательных организаций.

В представленном методическом пособии подробно рассматриваются и причины, приводящие к профессиональному выгоранию, и методы коррекции и самопомощи педагогам, которые определяют у себя симптомы выгорания. Полезна данная разработка будет и руководящему звену сферы образования, чтобы продуктивно проанализировать существующую ситуацию в каждом отдельно взятом коллективе и скорректировать действия для минимизации причин профессионального выгорания педагогов.

I  Причины, способствующие профессиональному выгоранию педагогических работников общего образования.

Профессиональное выгорание определяется современной психологией как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, физических и личностных ресурсов трудящегося человека.

Профессиональное выгорание возникает постепенно, в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и «освобождения» от них.

Причины профессионального выгорания предлагается рассматривать в следующей классификации: базовые и ситуативные. Ситуативные, в свою очередь, подразделяются на внешние и внутренние.

Базовые причины выгорания представлены следующим образом:

  1. Отсутствие призвания к педагогической деятельности;
  2. Отсутствие решимости – особой уверенности в осознанности и правильности выбора профессии;
  3. Непонимание истинных целей и мотивов педагогической деятельности;
  4. Отсутствие должной подготовки: низкий уровень компетентности и психологической готовности, дефицит навыков и знаний;

Ситуативные причины выгорания

Внешние

Внутренние

  1. Постоянное общение со «страждущими»
  2. Высокий уровень эмоционального напряжения в работе
  3. Отсутствие ресурсов (временных, финансовых и материальных, здоровья) и должной поддержки (разрозненность членов коллектива, отсутствие личной системы самоподдержки)
  4. Высокий уровень ответственности
  5. Некомпетентность и «самодурство» руководителей организации
  6. Нестабильность в организации процесса (структуре, функциях, правилах и т.д.)
  1. Ошибки педагога в процессе работы
  2. Отрицание вместо осознания и принятия настораживающих симптомов выгорания
  3. Неверно расставленные жизненные приоритеты
  4. Трудоголизм – стремление заполнить внутреннюю пустоту безостановочной работой

Таким образом, каждый человек может проанализировать факторы, действующие на его психоэмоциональное состояние в процессе профессиональной деятельности и вовремя принять меры для их коррекции с тем, чтобы избежать развития выгорания либо остановить этот разрушительный процесс.

II  Симптомы профессионального выгорания

      Следует понимать, что симптомы выгорания личность ощущает и на физическом, и на психологическом уровнях.

Физические симптомы выгорания:

  • Разного рода боли и расстройства систем организма;
  • Снижение аппетита или, наоборот, склонность к перееданию;
  • Снижение иммунитета;
  • Проблемы с координацией и сном;
  • Ухудшение слуха и/или зрения.

Психологические симптомы выгорания:

  • Нарушение режима работы;
  • Ощущение «загнанности в клетку»;
  • Жалость к себе;
  • Частые ссоры с коллегами;
  • Повышенный травматизм;
  • Сверхвовлеченность или полная отстраненность
  • Неспособность надолго концентрироваться

III Коррекция неэффективного состояния и устранение последствий: из минуса в норму.

            Прежде чем приступать к коррекции состояния профессионального выгорания, необходимо определить его степень.

            Сама возможность развития профессионального выгорания обусловлена физиологическими причинами: таким свойством головного мозга человека как нейропластичность. Новейшие исследования нейрофизиологов и психологов показывают, что при проживании любого опыта в головном мозге формируются определенные межнейронные связи, «дорожки». Которые, при условии повторения этого опыта, становятся устойчивыми, а, со временем, и статичными. Многократное повторение негативного опыта, переживаний, нахождение в негативных психоэмоциональных состояниях формирует устойчивые негативные межнейронные связи, на основе которых и развивается профессиональное выгорание личности. То есть, человек может «заболеть» профессиональным выгоранием благодаря нейропластичности и «излечиться» также благодаря ей. Процесс «излечения» происходит по той же логике, но от обратного: проживание положительного опыта активизирует новые межнейронные связи, прокладывает новые «дорожки», благодаря чему психика становится более устойчивой и процесс выгорания замедляется, затем останавливается, а при регулярных тренировках и вовсе прекращается.

IV Профилактика выгорания и поддержание профессиональной формы: стабилизация нормы.

Поскольку профессиональное выгорание – это процесс,  при котором формируются негативные межнейронные связи, для продуктивной коррекции состояния личности важно ввести следующие термины:

  • «Дом уже сгорел» - если негативные «дорожки» доминируют и других не осталось
  • «Дом еще не сгорел» - если негативные  «дорожки» не доминируют

Эти термины существенно влияют на скорость перемен и стабилизации состояния личности, а также на выбор методов и приемов коррекции и «излечения» профессионального выгорания. Они будут различными в каждом случае.

Стандартные выходы из состояния выгорания и сроки стабилизации психоэмоционального состояния разнятся. Можно представить механизм изменений следующим образом.

«Дом еще не сгорел»

При классическом подходе работа специалистов, как правило, классических психологов, сводится к проведению психотерапевтической работы с человеком. Это серия встреч, консультаций, где подробно анализируются причины выгорания, состояние человека, производится поиск возможных методов самомотивации, самоорганизации и самокоррекции. Но все это делается на теоретическом уровне, на уровне бесед и обсуждений. Такой подход приносит положительные перемены в состоянии человека не ранее, чем через 2-3 месяца, а может растянуться и до года.

Современные исследования показывают, что использование нейропластичности дает более быстрый и устойчивый результат в процессе коррекции профессионального выгорания. Новые действия, которые раньше принесли человеку негативные переживания, перепроживаются в других обстоятельствах и дают совершенно другой, положительный, результат. Это тренинги, коучинг (персональный и групповой), словом, это новые поступки и действия, цель которых – создать новые, положительные межнейронные связи и стабилизировать психоэмоциональное состояние личности. Такой подход дает результат в сроки от одного дня до нескольких недель. И, что важно, скорость перемен зависит от действий самого человека: чем настойчивее и чаще он будет повторять свой новый положительный опыт, тем быстрее перемены произойдут.

«Дом уже сгорел»

            Классический психоаналитический подход в работе с выгоранием в данной ситуации дает результат далеко не всегда. Процесс «излечения» может занимать время от полугода-года психотерапии до бесконечности. Беседы и анализ прошлого опыта очень медленно и ненадежно меняют направления межнейронных «дорожек» с негативного на позитивное.

            При современном подходе с использованием нейропластичности мозга перепроживание опыта на новом уровне и с положительным результатом дает эффект в срок от 1-2 недель до 1-2 месяцев. В этом случае рекомендуются упражнения из йоги, медитация, кунг-фу и подобных телесно ориентированных практик также помогают в сложных ситуациях стабилизировать психику человека и начать продуктивные изменения.

Таким образом, спасти себя от выгорания = перепростроить нейронные связи со «сценария жертвы» на «сценарий победителя».

            В ходе такой работы над собой (подчеркиваем: практических действий под руководством квалифицированного коуча!) меняются поведение, ценности, убеждения, эмоциональный фон личности с негативного на позитивный.

V  Повышение эффективности работы, коучинг: от нормы к новому качеству

Стандартные способы «выхода» из состояния профессионального выгорания с использованием нейропластичности мозга

«Дом еще не сгорел»

«Дом уже сгорел»

Изменение условий работы (перераспределение нагрузок и обязанностей)

Духовная жизнь

Правильная организация пространства работы

Личностный рост – тренинги, коучинг

Осознанное планирование деятельности

Здоровый образ жизни, физкультура и спорт

Увеличение периодов отдыха и его правильная организация

Перепросмотр жизненной стратегии

Повышение компетентности

Постановка новых жизненных целей, новые перспективы

Участие в профессиональных сообществах  по интересам

 

Овладение навыками оптимизации и поддержания эмоционального равновесия

 

Поддержание личного достоинства и самоуважения, здоровой уверенности в своих силах

 

Правильная расстановка жизненных приоритетов

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Дойдж Норман - Пластичность мозга Эксмо 2011, 454 с.
  2. Мохеб Костанди Нейропластичность. М.:  Альпина Паблишер, 2017. 176 с.
  3. Дэниел Сигел. Майндсайт. Новая наука личной трансформации. М.: Манн, 2015, 354 с.
Категория: Важная информация | Просмотров: 206 | Добавил: Elena | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]