Тезисы для конференции в г.Иваново
08.12.2012, 21:56

Брылова Елена Владимировна

Руководитель учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета.

Влияние детско-родительских отношений на формирование социальной роли жены и матери у подрастающей девушки.

Тема взаимосвязи успешности формирования социальной роли будущей жены и матери у девушек-подростков  и стиля воспитания, принятого в семье, где она живет,  рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях социологии, психологии и педагогики, но и родителей, и работников учебных заведений.  

С каждым годом возрастает количество девочек – подростков, которые ориентированы на мужские профессии, на исконно мужские социальные роли, на карьеру в противовес направленности на семью и рождение детей. 

Глобальной является также проблема жестокого обращения с детьми. Жестокость надо понимать как широкое, комплексное негативное влияние родителей на детей. Это влияние многоаспектно: в него включено и физическое, и психологическое, и сексуальное, и экономическое насилие.

Все типы пренебрежения, невнимания и жестокости приводят к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. 

В связи с особой воспитательной ролью семьи сформулирована цель данной статьи: апробировать авторскую тренинговую программу, направленную на  увеличение положительных и уменьшение отрицательных способов влияния семьи на формирование дальнейшей социальной роли матери у  подрастающей девушки. 

В основу разработанной тренинговой программы легла идея Т. Парсона о том, что «социальная система — это система действия, т.е. мотивированного человеческого поведения». 

  Половое созревание — центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к сумме биологических изменений. Человеческая сексуальность — сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальных сил. 

Чтобы стать мужчиной или женщиной, индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую половую роль.

Половая идентичность - осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. 

Гетеросоциальность понимается как ориентация на общение с лицами противоположного пола. Гетеросоциальность определяется кругом общения личности. 

  Социальная роль личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосексуальных установок и ориентации (интерес к противоположному полу, продлению рода и т. д.).

     Стиль отношения родителей к своему ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю поведения, но и на психическое здоровье подростка. Если подросток воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, предвзятое, то попытки взрослого побудить его к общению могут вызывать состояния смущения и тревоги.       

     Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из родителей и подростком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Как показывает наш опыт психологической помощи отдельным лицам и их семья, запреты часто являются причиной проблем в общении родителей с детьми и внутриличностных конфликтов у подростков. Нередко запреты сочетаются с ограничениями, осуждениями и даже обвинениями.

Настоящее исследование проблемы успешности формирования социальной роли жены и матери у девушек-подростков и её зависимости от стиля воспитания, принятого в семье, проводилось на базе учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета с 03 сентября 2012 года по 30 октября 2012 года.

Изначально мы организовали отбор участников исследования из общего количества 336 человек: 168 девушек-подростков в возрасте от 14 до 17 лет и 168 их матерей в возрасте 37-42 года. Все девушки - учащиеся школ  и гимназий г. Люберцы и Люберецкого района.

Исследование было подчинено двум целям:

Диагностика существующей ситуации в семьях респондентов на предмет наличия или отсутствия элементов жестокого обращения с подростками со стороны матерей, а также степень выраженности насильственных методов воспитания, если таковые будут выявлены. Мы сосредоточили данное исследование на отношениях матери и дочери.

Практическая коррекционная работа с девушками-подростками, находящимися в ситуации семейного насилия и жестокого обращения. Коррекция психологического и эмоционального состояния респондентов проводится в формате тренинга. Тренинги проходили по отдельности с девушками и с их матерями. 

Дополнительный диагностический этап работы был направлен на изучение отношения матерей к разным сторонам семейной роли. С этой целью мы применили методику PARI – методику изучения родительских установок. Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравнивались средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. 

Для оценки эффективности перед и после тренинга применялся метод самооценки и групповой оценки личности. 

Диагностика семейной ситуации проводилась путем анкетирования участников исследования по разработанной нами анкете. Анкета содержит 8 вопросов с вариантами ответов. Каждый ответ оценивался от 0 до 4 баллов.

Примеры вопросов анкеты:

1.  Как вы оцениваете взаимоотношения ваших родителей? 

нет никаких – 0 баллов

равнодушные – 1 балл

приятельские – 2 балла

родственные – 3 балла

отношения любящих людей – 4 балла

2.  Как вы оцениваете объем внимания к вам со стороны матери?

Совсем нет – 0 баллов

Иногда – 1 балл

Большой, если у неё хорошее настроение – 2 балла

Большой, если она видит, что мне плохо – 3 балла

Принято каждый вечер делиться переживаниями за день – 4 балла

3.  Строгая ли в семье дисциплина?

Да, и за минимальное её нарушение полагается строгое наказание, но детей наказывают, а взрослых-нет – 0.баллов

Нет, каждый сам себе хозяин – 1 балл

Если случается что-то серьезное, собирается семейный совет – 2 балла

Есть правила, которые мы все стараемся выполнять –3балла

Вся семья вместе придумывает правила жизни и все несут одинаковую ответственность в случае их нарушения – 4 балла.

4.  Когда ты сама станешь мамой, ты будешь воспитывать детей также, как твоя мама воспитывает тебя?

Я не хочу заводить детей – 0 баллов

Да, детям нужна строгость – 1 балл

Да, дети должны слушаться – 2 балла

Нет, я буду воспитывать своего ребенка по-другому – 3 балла

Нет, мы с будущим мужем вместе придумаем свои правила – 4 балла

После проведенного анкетирования участники исследования были распределены в две подгруппы:

Первая – группа матерей и дочерей, в семьях которых преобладает стратегия насильственного взаимодействия и выявлены элементы жестокого обращения с ребенком.

Вторая подгруппа – туда вошли те матери и дочери, отношения которых можно назвать благополучными.

Результаты первого этапа исследования (диагностического).

Выделена подгруппа матерей и дочерей, в семьях которых преобладает насильственный стиль воспитания. Диагностированы элементы жестокого обращения родителей с дочерью-подростком. В данную подгруппу вошли 224 участника, дочери и их матери.

Оставшиеся 112 человек (56 девочек и 56 их матерей) определены нами в подгруппу, где преобладает эмоциональный контакт, психологическая близость родителей и детей, стиль воспитания лишен элементов жестокости и насилия. Им был предложен однодневный семинар-тренинг, направленный на развитие коммуникативных способностей. Данный тренинг мы провели 16 сентября 2012 года. Продолжительность тренинга 10 академических часов.

Для матерей обеих подгрупп проведен семинар в формате круглого стола на тему «Ненасильственное воспитание». Получено разрешение матерей на участие их дочерей-подростков в тренинговых занятиях. Следует отметить, что не все матери из проблемной подгруппы дали свое согласие: 37 женщин «неблагополучной подгруппы» не захотели, чтобы их дочери прошли данный курс тренингового обучения и коррекции психо-эмоционального состояния.  

Таким образом, к концу первого этапа исследования выделена группа участников коррекционного тренинга – 150 человек: девушки-подростки в возрасте 14-17 лет и их матери.

Тренинговые занятия на втором этапе исследования проходили в режиме полного погружения. Это значит, что тренинговый день длится 10-12 академических часов, в течение которых участникам предлагаются короткие информационные блоки, групповые и парные ролевые игры, дискуссии. Предусмотрены кофе-брейки и обеденный перерыв. Всего участники прошли через 4 тренинговых дня. Данная стратегия обучения технологии ненасильственного общения в семье обусловлена тем, что полное погружение дает практически 100% усвоение материала.   

Критерии тренинговой работы следующие:

Закрытая группа – с момента начала занятий новые участники в группу не допускаются.

Конфиденциальность.

Отсутствие критики участников со стороны тренера и других членов тренинговой группы.

Возможность отказаться от выполнения упражнения, которое покажется участнику неприятным.

Обратная связь от тренера и других участников группы в форме анализа наблюдаемых фактов поведения во время ролевых игр или групповых дискуссий.

В ходе тренингов каждый участник пробовал на практике применять теоретические положения, о которых узнал на мини-лекциях. Проводилась видеосъемка и последующий анализ поведения участников во время ролевых игр. Предметом анализа явились новые способы поведения в семейном взаимодействии, усвоенные участниками. Обратная связь от тренера и от группы служила для закрепления навыков эмпатийного, уважительного и конструктивного поведения в семье.

Итоги программы коррекции взаимоотношений девушки-подростка с матерью следующие.

Перед началом тренинговых занятий адекватная самооценка не была диагностирована ни в подгруппе девушек, ни в подгруппе их матерей. Имели место нарушения самовосприятия как в сторону завышения (20% девушек и 55% матерей), так и в сторону занижения (80% девушек и 45% матерей).

Методика PARI, используемая нами для тестирования матерей, показала, что большинство матерей проблемной подгруппы демонстрируют признаки подавления воли своих дочерей-подростков, раздражительность, подавление собственной агрессивности, ощущение самопожертвования при относительной несамостоятельности матери и безучастности мужа. 

В ходе тренинговых занятий участники получили максимум информации о семейных ролях матери, жены, дочери; о занимаемых позициях, о стереотипах поведения в семье и о том, какими методами можно менять и корректировать семейные ситуации, которые вызывают дискомфорт, апатию, угнетенное состояние и т.п.

Отработка полученной информации о новых способах реагирования и поведения во всех аспектах семейной жизни происходила при помощи ролевых игр, модульных упражнений, диалогов и дискуссий. Велась видеосъемка с последующим анализом выполненных заданий. 

После окончания тренинговой программы более объективно оценивали себя 55% девушек и 70% матерей. 

Многие участницы отмечали повышение жизненного тонуса, появление «желания жить», что в корне отличается от того угнетенного и аутоагрессивного состояния, которое мы наблюдали перед началом тренинговой программы.

Безусловно, коррекционная работа должная быть продолжена для закрепления и упрочения достигнутого позитивного результата.

Список литературы.

Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC): международный отчет  ВОЗ по результатам опроса, проведенного в 2009–2010 гг.  Информация с интернет-портала  HYPERLINK "http://www.euro.who.int/ru" http://www.euro.who.int/ru  

Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009

Кон И.С. Люди и роли // Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 

Столяренко Л.Д. «Основы психологии: Практикум» Издательство Ростов-на-Дону, 2008.

Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред Ю. Н. Давыдова; М., Прогресс, 2008.

Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. 

Зубок Ю.А., Проблемы социального развития молодежи в условиях риска. М., Социум, 2003.  


Категория: Мои файлы | Добавил: Elena
Просмотров: 509 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1