Статья в Ивановский вестник
03.11.2012, 21:53

Брылова Елена Владимировна

Руководитель учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета.

Потенциал семьи как фактор успешной социализации 

Престиж семьи за последние годы упал ниже всякого допустимого предела. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой. Многие женщины детородного возраста по различным причинам откладывают рождение ребенка "до лучших времен". На практике же получается, что впоследствии многие из них уже так и не возвращаются к вопросу о ребенке.

Социокультурные изменения, происходящие в стране, характеризуют сложность и многогранность современной действительности; но непреходящим, по своей экзистенциональной сущности, было и остаётся эволюционное изобретение человечества - семья. Цель данной статьи – проанализировать современную ситуацию девальвации института многодетной семьи в российском обществе и предложить свой взгляд на эту проблему.
Обострённые мировоззренческие и социально-культурные проблемы современной России отражаются на состоянии всего общества, но, в особенности это характеризуется явной дисфункцией семьи как воспитательного института из-за того, что в понятие человеческого благополучия сегодня не входит понятие семьи и детей.

Идея, сформированная Л.С. Выготским о социальной ситуации развития, как "исходного момента" для всех динамических изменений, происходящих в развитии, остаётся актуальной в настоящее время.

Рассматривая проблему развития и формирования личности в онтогенезе, автор статьи считает необходимым подчеркнуть, что семья является социальным институтом, где ребёнок проходит этапы первичной социализации, а стили родительского воспитания оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребёнка.

Значимость взрослого и, прежде всего, родителей для развития личности ребёнка признавалась и признаётся практически всеми западными и отечественными педагогами и психологами.
Среди стилей родительского воспитания отечественные и зарубежные авторы выделяют: демократический, авторитарный, либерально-попустительский, индифферентный и традиционный.

Наиболее благоприятным для формирования личности ребёнка считается демократический стиль воспитания. По мнению большинства авторов (А. Адлер, В.И. Гарбузов, Е.А. Бондаренко, Д.Ю. Бомринд, Г.И. Крайг и др.), авторитарный, попустительский и индифферентный стили родительского воспитания оказывают отрицательное влияние на процесс формирования личности ребёнка, способствуют как ранней невротизации, так и формированию стойких аномалий характера.

Научно-практическое изучение социализирующей функции семьи в контексте социально-экономического кризиса необходимо и важно как представление объективного знания о социализации подрастающих поколений с объяснением причины усиления негативных явлений в социуме.

Общественное развитие, сталкивающееся с новыми процессами, которые создают определённые трудности в политике, экономике, культуре, воспитании, тесно связано с успешным решением вопросов оптимизации социализации индивида в современном обществе.
Для западных исследователей характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации.

Эти подходы в определённой степени разделяются и отечественными психологами, социологами, социальными педагогами, при этом социализация исследуется в тесной взаимосвязи с развитием и воспитанием.

Процесс социализации, или, по Л.С. Выготскому, "процесс врастания в человеческую культуру", осуществляется как в результате целенаправленных воспитательных усилий, осуществляемых семьёй, учебно-воспитательными институтами, так и в результате непосредственного влияния среды при активном избирательном отношении индивида к нормам, верованиям, аттитюдам, ценностям своего окружения, к оказываемым воспитательным воздействиям, при активном взаимодействии со своим окружением и самостоятельном воспроизводстве социальных связей.

Недостаточно изученными остаются вопросы семейной социализации в современных российских семьях, значение семьи как проводника социализации, усвоение семейных ценностей и семейного образа жизни, научение семейным ролям и моделям семейного поведения и т.п.

Обращение к этим актуальным для современного общества задачам поможет преодолеть угрожающую деградацию социального института семьи, выраженную в деформации семейной структуры, коньюгализации и индивидуализации.

Конструктивное решение данной проблемы лежит в русле влияния на процесс научения семейным ролям, усвоения ценностей семьи, что и формирует социальную компетентность подрастающих поколений, так необходимую для меняющейся социокультурной ситуации.

Обострившаяся демографическая ситуация в стране требует принятия незамедлительных решений. Разрабатываемые концепции демографической политики традиционно включают в себя задачи стабилизации и увеличения рождаемости, увеличения продолжительности жизни, укрепления семьи, здоровья населения.

Успешность решения проблем семьи, улучшения демографической ситуации во многом зависит от обоснованности выбора, адекватности реализуемых направлений и мер семейной и демографической политики решаемым проблемам.

Рождаемость - ключевое звено, связывающее в единое целое семейную и демографическую политику. Ее уровень, в конечном счете, является результатом репродуктивного поведения семей, а оно, в свою очередь, детерминируется образом жизни семьи, условиями ее жизнедеятельности. При этом именно рождаемость является одним из важнейших факторов, определяющих сейчас в России (как и в других индустриальных странах) режим воспроизводства населения, динамику его численности.

Ее очень низкий уровень является одной из основных (если не главной) семейно-демографических проблем. Суть этой проблемы состоит, прежде всего, в том, что показатели рождаемости у нас, как в целом по стране, так и практически во всех регионах, чрезвычайно далеки от уровня, обеспечивающего хотя бы простое воспроизводство поколений. Суммарный коэффициент рождаемости (т.е. число детей, рожденных в среднем одной женщиной на протяжении всей жизни при сохранении данных возрастных коэффициентов рождаемости) в 2008 г. в России составил 1,218 ребенка, тогда как простое воспроизводство происходит при величине этого показателя, равной 2,1-2,2.

Сохранение такой ситуации неизбежно приведет к значительному сокращению численности населения (по сути дела, обезлюдению территории с вероятным заселением ее представителями других этнических групп), увеличению доли пожилых, а также к другим, связанным с этими, кардинальным переменам геополитического, социально-экономического, культурологического, социально-психологического, медико-социального характера.
Точнее говоря, проблемой является массовое распространение малодетности (наличие 1-2 детей в семье), при сохранении которого выйти из состояния депопуляции невозможно. Чуть больший или чуть меньший уровень рождаемости в рамках сохранения массовой малодетности будет определять лишь темпы убыли населения.

Итак, цель для подпрограммы "Стимулирование рождаемости" семейно-демографической политики - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,1-2,2 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4-2,5 - в среднем на одну плодовитую супружескую пару). При этом вектор желательного направления изменений, состоит в переходе от малодетности к преимущественной среднедетности семей (3-4 детей).

Необходимо отметить, что существует иное мнение по этому поводу. Оно, по сути дела, сводится к тому, что следует ориентироваться лишь на создание условий, обеспечивающих семьям возможность иметь то число детей, которое они хотят

Представляется, что такая ориентация не может выступать в качестве цели семейно-демографической политики, ибо при этом отсутствует какое-либо упоминание о числе детей в семье, а цель рассматриваемой политики, исходя из самого предмета демографии, обязательно должна быть связана с определенным режимом воспроизводства, имеющим, в первую очередь, количественную характеристику.

Главной причиной низкой рождаемости, массовой малодетности является господство социальной нормы, предписывающей иметь одного - двух детей в семье. Более того, наличие двух и более детей часто мешает достижению супругами значимых для них жизненных целей. По сути дела, только в рамках господствующих норм детности на уровень рождаемости оказывают влияние условия жизни. Нельзя, однако, отрицать того, что проблемы жизнедеятельности большинства семей в последние годы ускорили процесс ее снижения. Условия жизни, уровень доходов значительной части семей не позволяют иметь большее число детей нежели один, тем более два. В то же время необходимо отметить, что при субъективной оценке семьями своих условий жизни и определении приоритетных потребностей выбор обычно делается в пользу поддержания и повышения уровня жизни, а не прибавления числа детей.

Семейные изменения достаточно автономны, но, прежде всего, через социализацию подрастающих поколений определяют стабильность, экономическое и духовное равновесие общества.

Своевременность пристального обращения к исследованию социализирующего потенциала семьи заключается в попытке рассмотреть в рамках семейной  концепции особенности семейной социализации как неотъемлемой части первичной ступени вхождения в общество детей (формирование базовых установок личности к семейным ролям и семейному образу жизни).

Семья до сих пор занимает подчиненное, неравное положение среди всех социальных институтов. Поэтому задачей семейной политики является укрепление социального института семьи, поиск механизмов возрождения ценностей семейного образа жизни, семьи с несколькими детьми и такой модели семейной жизни, при которой нивелируются деформации семейной структуры, устраняются пороки воспитания.

Институт семьи, испытывая влияние множества социальных, психологических, экономических, культурно-исторических факторов является своеобразным отражением общественного кризиса.

Институциональный кризис семьи выражен в неэффективности выполнения основной семейной функции по рождению, содержанию и воспитанию детей, что сопряжено с целым рядом неблагоприятных тенденций.

Глубинная причина такого кризиса - девальвация семейной жизни, недостаточное удовлетворение актуальных потребностей родителей и детей, следствием чего является тенденция к индивидуализму, предпочтение личных интересов интересам семьи.
Процесс социализации в семье имеет существенное значение для формирования социальной компетентности каждого члена семьи.

В нынешних условиях резких структурных трансформаций социально-экономических отношений, кризиса ценностных ориентаций, нарастания процессов деформации социальных институтов, в том числе и семьи, девальвации ценностей супружества, родительства и родства, отчуждения родителей от детей, проблема оптимального развития и реализации процесса социализации приобрела особую животрепещущую основу.

Об этом свидетельствует нарастание таких негативных тенденций как: резкий рост социальной дезадаптации детей, угрожающий рост детской и подростковой преступности, обострение проблем социального сиротства, появление феномена детской беспризорности, увеличение количества детей, ставших жертвами преступного посягательства, эксплуатации и различных видов насилия.

Традиционны и меры по стимулированию рождаемости: система государственных кредитов молодым семьям; изменение статей КЗОТ, касающихся защиты матерей и отцов, берущих отпуск по уходу за ребенком; формирование ориентации на создание полной семьи и рождение двух и более детей, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей.

В этих документах речь идет о будущих детях, об увеличении рождаемости. Проблемы нынешних детей в разрабатываемые концепции обычно не включаются.

Дети не интересуют семью и родителей. Для определенной части населения они стали лишними. Именно поэтому появилось понятие "социальное сиротство". Только за 2005-2009 гг. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, увеличилась более чем в 3 раза. Численность беспризорных детей, по официальным данным Минтруда России, составляет 80-120 тыс., а по данным различных обследований - до 2 млн. человек. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Факт падения ценности ребенка подтверждают не только данные госстатистики, но и результаты обследований, проведенных Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в семьях новорожденных. Родители не хотят отказывать себе ни в чем, даже зная, что это может отрицательно сказаться на здоровье их ребенка. Казалось бы, частный пример, но он очень показателен: в обследовании 2008 года курили до беременности 22% женщин, но, узнав о своей беременности, продолжали курить лишь 2,8%; в 1998 году - до беременности курили 28%, а, узнав о ней - 13%. То есть почти половина матерей не сочли нужным изменить свои привычки, прекрасно зная об отрицательном влиянии табака на здоровье плода и его последующее развитие. А результаты этого таковы: у матерей, которые курили во время беременности, здоровых детей оказалось менее четверти, а в возрасте 6 месяцев практически все имели какое-либо функциональное отклонение.

Проблемы детей мало интересуют и государство. Государство по-прежнему не воспринимает детей и подростков как группу населения, от благополучия которой зависит благополучие страны. В целом можно сказать, что, несмотря на разрабатываемые законы и программы, в России отсутствует государственная политика и программа действий в отношении детей. Отсутствует в стране и организация, отвечающая за положение детей. Проблемы детей решаются различными организациями, отвечающими только за "свой" вопрос. Это подчас противоречит созданию нормальных условий для развития ребенка, приводит к тому, что отдельные области воспитания не имеют своих кураторов. В результате государство затрачивает большие деньги на проведение различных локальных, разрозненных программ, что не может обеспечить комплексное развитие ребенка. И самое главное, что в государстве отсутствует контроль за расходованием средств, направляемых на воспитание, образование, охрану здоровья, досуг и отдых детей.

Не отрицая важность и необходимость мер по увеличению рождаемости, представляется, что в ближайшее время проблема увеличения рождаемости вряд ли будет решена. Поэтому необходимо уделять внимание уже рожденным детям. Речь должна идти о создании условий для их воспитания, образования и здоровья (психологического и физического). Повышение качественных характеристик детского населения позволит преодолеть проблемы, связанные с сокращением численности, не только детей, но и всего населения страны.

Необходимо вести постоянную практическую работу, основное направление которой - переориентация системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, повышение престижа такой семьи как в общественном мнении, так и при проведении социальной политики, содействие сплочению семьи, улучшению внутрисемейных отношений, формированию общесемейных целевых ориентиров и интересов. Это должно происходить на фоне формирования гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении и уже рождённых детей, и еще только планируемых.

Данное направление должно дополняться созданием для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей, развитием системы социальной поддержки семей с несколькими детьми, созданием для женщин возможности реального (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома.

Меры косвенной поддержки семей с детьми целесообразно применять не на федеральном, а на региональном уровне, за счет местных бюджетов:

1. Скидки семьям с детьми в оплате жилья и дошкольных учреждений.

2. Транспортные льготы на детей.

3. Организация полноценного питания детей (бесплатное детское питание для детей до 2-х лет, завтраки и обеды в школе).

4. Бесплатная витаминизация детей (комплекс витаминов с учетом возраста детей).

5. Помощь в организации оздоровительного отдыха детей.

6. Натуральная помощь (комплекты для новорожденных, школьная форма, одежда для физкультуры и спорта, школьно-письменные принадлежности и т.д.).

7. Гуманитарная помощь наиболее бедным категориям семей (сбор и раздача одежды "сэкэнд-хэнд", игрушек, книг и др.).


При подготовке данной статьи были использованы материалы:

1.  Попова Н.А. «Смена репродуктивных установок в современной российской семье». // Москва, 2008. с. 3-4. 

2.  Материалы Второго Российского Конгресса «Мир семьи». Ч.1. Тезисы участников конгресса. // М., 2001. с. 203   

3. Материалы третьего национального конкурса «Лучшие российские программы для семьи» фонда «Мир семьи» //  HYPERLINK "http://www.gender.ru/pages/library/russian.php" http://www.gender.ru/pages/library/russian.php 

4. Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками: опыт города Москвы / Под ред. О.Б. Савинской. // М., 2008. с. 55.

4. Леденёв В.В. «Семейный социальный потенциал и оптимизация его развития в современной России» // Москва, 2007. с. 2-5.

5. Мацковский М.С., Бодрова В.В., "Ценность семьи в сознании различных слоев населения". Семья в представлениях современного  человека. // М. 2000г. С. 22-26.

6. Немов Р. С. - Психология. Учебник для ВУЗов. //  МПСИ., 2007 С. 105 



Категория: Мои файлы | Добавил: Elena
Просмотров: 489 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0